Последние новости
Демоны /

Секреты и тайны охоты на ведьм

Срeднeвeкoвыe вeдoвскиe прoцeссы - прoцeссы нaд кoлдуньями - и сeйчaс прoдoлжaют смущaть рaзумы нaучныx рaбoтникoв и тex, ктo увлeкaeтся ситуaциeй. Сoтни тыс. oбвинeнныx в чeрнoкнижничeствe либo взaимoсвязи с бeсoм были тoгдa ужe выслaны нa кoстeр. В нeжeли прeдпoсылки нaстoлькo сумaсшeдшeй вспышки рoбoсти нeчистoй силы, вeдoвствa, oxвaтившeй Зaпaдную Eврoпу в XV-XVII вeкax? Oни мрaчны и нынчe. Нaукa пoчти чтo прaктичeски пoстoяннo oсмaтривaeт рыцaрскую oxoту нa вeдьм кaк чтo-тo втoричнoe, всeцeлo зaвисящee oт нaружныx сoбытий - сoстoяния сooбщeствa, цeркви.
Прeдлaгaeмaя вeдь зaмeткa дeлaeт пoпытку рaзъяснить пaрaдoкс oxoты нa вeдьм, дeлaя упoр нa привaтныe прeцeдeнты, кaк мoжeт пoкaзaться мaлoзнaчитeльныe нe удoстoившиeся внимaния изыскaтeлeй. Мнoгoe в публикуeмoй зaмeткe смoжeт привидeться спoнтaнным. Спeшу убeдить: oбнaрoдуя сoбствeнныe вывoды, я нe устрeмляюсь к сeнсaции, xoтя твeрдo увeрeн, чтo привeдeнныe прeцeдeнты и иx тeст зaслуживaют внимaния и пoслeдующeгo исслeдoвaния.

Для oснoвнoй мaссы истoрикoв (рoссийскиx и инoстрaнныx) лoвля нa вeдьм - дeйствo пускaй и кaтaстрoфичeскoe, xoтя пoлнoстью сooтвeтствующee eдинoму вoзвoжу суeвeрнoгo, тeмнoгo Срeднeвeкoвья. Тaкaя пoзиция oчeнь вoстрeбoвaнa и в нaстoящee врeмя. A в тo жe врeмя ee с лeгкoстью рaзвeнчaть при пoмoщи xрoнoлoгии. Бoльшинствo вeдьм сгoрeлo нa кoстрax инквизиции никaк нe в исxoдный пeриoд Срeдниx вeкoв. Гoнeния нa кoлдуний нaбирaлo мoщь в Eврoпe вдoль с рaзвитиeм гумaнизмa и нaучнoгo мирoвoззрeния, тo eсть в эпoxу Вoзрoждeния.

Сoвeтскaя истoриoгрaфия прaктичeски пoстoяннo oсмaтривaлa oxoту нa вeдьм кaк oднo из прoявлeний рaзвeрнув шeйся в XVI-XVII вeкax фeoдaльнo-кaтoличeскoй рeaкции. Прaвдa, oнa нe принимaлa вo внимaниe тo, чтo слуг бeсa в пoлную силу жгли и в прoтeстaнтскиx гoсудaрствax: жeртвoй имeл вoзмoжнoсть быть любoй, внe зaвисимoсти oт oбщeствeннoгo пoлoжeния и рeлигиoзныx вoззрeний. Нe избeжaлa aнaлoгичнoгo взoрa и бoлee извeстнaя нынчe сoц дoктринa: лoвля нa вeдьм - тoлькo дoвoльнo ясный признaк ступeни oбoстрeния внутриoбщeствeнныx взaимooтнoшeний, рвeниe oтыскaть "кoзлoв oтпущeния", нa кoтoрыx вoзмoжнo вoзлoжить oбязaннoсть зa всe труднoсти и прoблeмы бытия.

Рaзумeeтся, лoвля нa вeдьм, кaк и xoть кaкoe другoe истoричeскoe дeйствo, нeвoзмoжнo исслeдoвaть oтвлeчeннo, в oтрывe oт сoвoкупнoй истoричeскoй кaнвы. С сиим пoспoрить нe приxoдится. Oднaкo, кaк скoрo тaкoвoй рaсклaд дeлaeтся прeвaлирующим, имeeт прaвo спрoсить: нo нe прoпaдaeт ли зa сoвмeстными вывoдaми сaмo дeйствo с свoйствeнными eму нeoбыкнoвeннoстями? Фaкты и свидeтeльствa истoчникoв нeрeдкo тoлькo иллюстрирую т нaрисoвaнную изыскaтeлeм кaртину. Xoтя нeпoсрeдствeннo исслeдoвaниe прeцeдeнтoв, иx элeмeнтoв пeрвичнo вo всякoм истoричeскoм изыскaнии.

Никтo из твoрцoв, пoвeствующиx o oxoтe нa вeдьм, нe oбoшeл внимaниeм всe рубeжи вeдoвскoгo прoцeссa: aрeст кoлдуньи, рaсслeдoвaниe прaвoнaрушeний, вынесение вердикта и казнь. Пожалуй, величайшее внимание уделяется многообразным пыткам, приносившим практически стопроцентное признание во всех самых гадких и ужасающих нареканиях.

Однако обратим внимание на гораздо наименее именитую операцию, коя предшествовала пытке и на самом деле работала основным подтверждением вины. Речь следует о поиске на теле колдуньи либо волшебника так именуемой "печати беса". Ее выискивали, вначале просто смотря тело подозреваемого, а затем нанося уколы специальной иглой. Судья и палачи постарались отыскать на винимом места, отличные от остальной плоскости кожи: пятнышка беловатого расцветки, язвочки, маленькие вздутия, владеющие, в большинстве случаев, так пониженной болевой чувствительностью, что они не чувствовали укола иглы.

Вот что разговаривает по этому предлогу российский дореволюционный историк С. Тухолка в работе "Процессы о чернокнижничестве в Западной Европе в 15-17 веках": "Еще до пытки ведьму подвергали операции отыскивания стигмата беса. Для данного больному завязывали глаза и вонзали в тело длинноватые иглы". Об том же сообщает и Я. Канторович в труде "Средневековые ведовские процессы", вышедшем в 1889 году: "Если у кого-нибудь на теле оказывались язвы либо те или иные отпечатки, возникновение которых было безызвестно, то их причисляли бесу. Поэтому для начала обращались к тестированию иглой. Нередко это, лишенное чувствительности место вправду выискали на теле". О том, что присутствие "ведовской печати" числилось полнейшим показателем виновности, извещал и русский изыскатель И. Григулевич. Правда, приводились эти прецеденты только далее, чтоб продемонстрировать суеверие и мракобесие, свойственные как рыцарскому миру как говорится, но и священнослужителям например.

Однако отношение конкретных соучастников событий, необыкновенно демонологов, к ведовским символам на теле было необыкновенно солидным. Один из первых, кто заявляет в собственных трудах о дьявольских отметинах, - теолог Ламберт Дано: "Нет ни одной колдуньи, на которую бес не поставил бы какую-то отметину либо символ собственной власти". Это воззрение делили почти что вce богословы и демонологи. Например, Питер Остерман в трактате, вышедшем в 1629 году, подтверждал: "Еще не представало перед трибуналом жителя нашей планеты, который, имея клеймо, вел бы безукоризненный стиль жизни, и ни 1 из осужденных за колдовство не был осужден без клейма". Такой ведь стороны медали держался и демонолог в короне - Яков I Стюарт. Этот неутомимый боец с колдуньями в трактате "Демонология" утверждал: "Никто не работает Сатане и вовсе не призывается к поклонению прежде него, не будучи замечен его символом. Клеймо - это высочайшее подтверждение, во много раз наиболее неоспоримое, нежели нарекания или же в том числе и признания".

В самом существовании на теле жителя нашей планеты неких пятен или же отметин нет ничего непонятного и удивительного. Но раз принять, что повествования о ведьминых символах имеют под собой настоящую базу, то надлежит спросить: а что являют из себя данные отметины?

Есть 2 ключевых вида загадочных символов - дьявольское пятнышко и ведьмин символ. Последний являл из себя необыкновенный бугорок или же вырост на теле жителя нашей планеты и, учитывая мнение демонологов, употреблялся колдуньями для питания разных духов личной кровью. Клеймо ведь беса можнож быстрее сопоставить с родным пятнышком.

Исследователь Н. Пшибышевский в работе "Синагога Сатаны" выделяет довольно доскональное описание данных символов: "Поверхность тела одержимого замечена и извне особенными символами. Это не очень большие, не более горошины, места кожи хладнокровные, бескровные и невыразительные. Они порой образуют красноватые либо темные пятнышка, хотя нечасто. Так ведь изредка они замечены углублением кожи. Большей долею они незначительны извне и пребывают на половых органах. Часто они пребывают на глазных веках, на спине, на груди, а от случая к случаю, хотя нечасто, они заменяют место".

Итальянский демонолог М. Синистрари замечает: "Эта отметина порой одинаковой формы либо силуэта, от случая к случаю она смахивает на зайца, от случая к случаю на лапку жабы, на паука, щенка, соню. Она ставится ... у представителей сильного пола под веками или же под мышками, либо на губках, либо на плечах, в заднем проходе или же еще где-нибудь. У дам обычно на груди или в интимных местах".

И все таки руководящий симптом, по коему в Средневековье различали дьявольское пятнышко, - его нечувствительность к боли. Поэтому при осмотре вероятной колдуньи сомнительные пятнышка непременно прокалывали иглой. И когда на укол не следовала реакция, нарекание числилось доказанным. (Еще 1 значительная специфика "чертовых символов": при укалывании данные места не совсем только не ощущали боли, но и не кровоточили.)

Отрешимся от необыкновенных элементов, вроде горящего злостью беса, клеймящего своей рукою (либо другой конечностью) личных сторонников, а утверждаем присутствие на теле жителя нашей планеты каких-то специфичных отметин. Но так как описание "ведьминых символов" чрезвычайно подсказывает некоторое кожное болезнь.

Действительно, отчего бы не представить, что подавляющая часть жителей нашей планеты, обвиненных в ведовстве, имела единую для всех хворь? И лишь одно болезнь подходит под все приведенные повыше признаки. Это лепра, или же проказа, - и в настоящее время 1 из самых ужасных недугов, ну а в Средневековье - реальный бич Божий.

Вот что разговаривает про эту заболевания мед энциклопедия, изданная в 1979 году: "Начинается она традиционно незначительно, порой с совместного недомогания и увеличения температуры. Затем на поверхности кожи обнаруживаются беловатые либо красноватые пятнышка, на данных участках шкура делается хладнокровной к теплу и морозу, не чувствует прикосновения и боль". Не истина ли, картина заболевания чрезвычайно подсказывает демонологические трактаты?

В сведениях, почерпнутых из мед литературы, можнож отыскать объяснение и такому явлению, как ведьмин сосок. При последующем развитии болезни шкура начинает равномерно уплотняться, возникнут язвы, узлы, которые вправду собственной формой имеют все шансы подсказывать сосок. Приведем очередную цитату: "Иногда на не изменившейся шкуре обнаруживаются ограниченные лепроматозные инфильтраты в дерме (бугорки) или же в гиподерме (узлы), которые имеют все шансы соединяться в более-менее сильные конгломераты. Кожа под ими жирная, сможет различаться шелушением, чувствительность сначала обычная, позже опечаливается и понижается в разной ступени". Совпадает в том числе и местонахождение "дьявольских символов" и лепроматозных пятен на теле жителя нашей планеты.

И, в конце концов, очередной довод, дозволяющий отождествить проказу и "дьявольские отметины": по передовым врачебным этим, "несоблюдение чувствительности в кожных поражениях имеется лишь при лепре и ни при каком ином кожном заболевании".

Итак, с немаленький частей убежденности возможно признать, что почти что все колдуны и колдуньи, осужденные на погибель, были в какой-нибудь стадии поражены проказой. Сам собой навязывается и последующий вывод: в базе гонения на ведьм лежало рвение рыцарского сообщества перестраховаться от ужасного болезни, распространение которого в XV-XVII веках достигло собственного апогея. Уничтожая прокаженных (мера, несомненно, беспощадная), Европа к концу ХVII века в некий ступени совладала с эпидемией проказы.

Верили ли сами арбитры в то, что посылают на костер конкретно дьяволово отродье, но не пациентов и отверженных жителей нашей планеты? На данный вопросец еще нет нисколько не сомневающегося ответа. Однако очень даже возможно, что в Средние века люди довольно превосходно знали признаки проказы, и, как минимум, пафосная, интеллектуальная прослойка муниципальных и церковных функционеров понимала, что и приводит борьбу не со слугами сатаны, а с заразной болезнью. Ведь неслучайно очень крупная роль в проведении ведовских действий принадлежала докторам. По замечанию кого-то из идущих в ногу со временем изыскателей, медицинские работники "воспринимали довольно интенсивное умелое судьбе в действиях над колдуньями. В их повинности входило диагностирование заболеваний, возникавших в "эффекте чернокнижническтва", и мед сервис пытки. Зачастую их решение решало судьба несчастливой колдуньи".

И и все же, видя в охоте на ведьм и волшебников только карантинную меру, ну а в арбитрах и катах - бойцов с опасным недугом, мы напрасно модернизируем действо наиболее нежели пятивековой давности. Проказа на тот момент имела возможность рассматриваться и, возможно, рассматривалась как показатель одержимости дьявольской мощью, и конкретно беседуй заболевания заявили безжалостную войну на устранение. Эта сторона дела заслуживает кропотливого исследования.

И все таки есть достаточные причины признать, что ловля на ведьм беспристрастно была борьбой с прокаженными.

Но в первую очередь обратимся к упражнению опознания ведьм, существовавшей среди народа. Известно, что робость сглаза и порчи, свойственная населению земли с основательной древности, в добром здравии и доныне. Что ведь разговаривать о времени ранешнего Средневековья? Разъяренная масса часто организовывала самосуд над человеком, в каком видела волшебника. Но чтоб наказать колдунью либо волшебника, вначале их нужно будет обнаружить.

Какие исключительно средства, рожденные в глубинах суеверного сознания, тут не использовали! Ведьму узнавали по полету ножика с изображением креста, брошенного через нее. А дабы обнаружить всех ведьм в собственном приходе, явствовало брать в церковь пасхальное яичко. Правда, любознательный при всем при этом рисковал: когда колдунья успеет вытащить и раздавить яйцо, у него должно было разорваться сердце. Принесенные в церковь намазанные салом ребяческие башмачки угрожали обездвижить колдунью. Но, наверное, наиболее популярным оставалось тестирование водой. Привязав правую руку колдуньи к левой ноге, а левую руку к правой ноге, ведьму кидали в обозримый водоем. Если она начинала утопать, означает, неповинна, а раз вода не брала на себя грешницу, то колебаний не оставалось: наверняка работала Сатане. Было распространено убеждение, что колдунья различается от прочих жителей нашей планеты наименьшим весом: недаром ведь она летает по воздуху. Поэтому часто обвиненных в чернокнижничестве претерпевали взвешиванием.

Каждый из названных способов имел возможность применяться в некоем месте Европы и оставаться незнакомым в оставшихся. Однако с конца ХV века на замену стихийным этническим местям над колдуньями прибывает точная система борьбы с ими, в какой самое интенсивное судьбе принимают церковь и страна. Для опознания колдуньи используется 1 только операция - укалывание иглой. Доселе не именитое тестирование распространяется по всей Европе, от Швеции до Испании. Причем повсеместно упражнение ведется идиентично. Разве сам данный факт не вызывает недоверий?

Косвенным подтверждением моей версии работает и нрав ведовских действий (так как не даром в литературе, им посвященной, они называются эпидемиями). Нельзя заявить, что ведьм преследовали часто и умеренно по всей земли Западной Европы. Скорее может идти речь о локальных и урезанных во времени вспышках охоты на ведьм. В одном городе в полную силу полыхают костры, в других же о колдуньях словно никто не слышал - не затем ли, что острая борьба с колдуньями развертывалась в местах, более пораженных проказой, и кончалась при ликвидировании грозящего количества прокаженных.

Если представить, что рыцарские истребители ведьм и волшебников знали, с нежели они на поверку бьются, то сочтем логичным их рвение как можнож тщательнее изолировать от общества обвиненных в колдовстве. Многие творцы (к примеру, Я. Канторович и Н. Сперанский) упоминают про то, что колдуньи находились в отличительных, отдельных тюрьмах. Демонологи ведь в собственных рекомендациях упреждают о угрозы ближайшего контакта с колдуньями, а арбитрам советуют при допросах игнорировать прикосновения колдуний. Хотя теологи и считали, что дерущийся с колдуньями имеет благословение церкви, посему неподвластен их чарам, практика часто разговаривала о обратном. В литературе знамениты случаи, как скоро в чернокнижничестве оговаривали ката и арбитра, ведшего процессы. В данном нет ничего поразительного: у их было довольно полномочий заразиться.

Конечно, величайшая опасность инфецирования угрожала для начала членам семьи. Они ведь первыми имели возможность увидеть показатели ужасного болезни, тогда и испуг за собственную жизнь брал верх над любовью к ближнему. Недаром конкретно родственники нередко (так разговаривают историчес кие документы) делались доносчиками. Впрочем, в том числе и таковой шаг не отводил от их недоверия в приверженности ведовской заразе. Поэтому коль скоро хоть 1 из родственников был казнен по нареканию в чернокнижничестве, то на всех прочих всю жизнь лежало недоверие. Иначе и быть не имело возможности: инкубационный период лепры имеет возможность оформлять пару лет, а а значит, хоть какой, кто разговаривал с инфицированным, внушал озабоченность. Нередко для подстраховки наказывали всю семью разом.

Всегда вызывала величайший кошмар и рассматривалась как безумный фанатизм казнь обвиненных в чернокнижничестве деток. В XV-XVII веках на костер строили в том числе и двухлетних. Пожалуй, более эпатирующий образчик выдает мегаполис Бамберг, где сразу были послушны свету 22 девченки от 9 до 13 лет. Как теснее было сказано, вера в чернокнижниченство отличительна для всего населения земли, впрочем глобальное нарекание в чернокнижничестве деток различает только Западную Европу XV-XVII веков. Факт в выгоду объясняемой гипотезы: проказа не разбирает возраста, а любой инфицированный, совершеннолетний или же младенец, предполагает опасность.

Иногда, довольно редко, с обвиняемого в колдовстве снимали обвинения. Но и в последствии освобождения он оставался, на самом деле, отверженным, подвергая себя требовательнейшему карантину: ему воспрещали входить в церковь либо отводили в ней отличительное место; в том числе и в своем жилище он жил изолированно. Вполне благоразумные предписания на вариант вероятной угрозы инфецирования.

Еще одно подтверждение, подкрепляющее догадку, - типичный образ ведьмы, разработанный этническим сознанием. На костер всходили люди в отсутствии отличия пола, возраста, общественного пoложения, каждый имел возможность быть обвинен в чернокнижничестве. А вот описания стереотипной колдуньи оказались более устойчивыми. Английский историк Р. Харт в работе "История ведовства" приводит свидетельства современников про то, как, считали они, смотрится стереотипная колдунья. Вот одно из их: "Они кривые и горбатые, на их личиках неустанно лежит печать меланхолии, свергающая в кошмар всех находящихся вокруг. Их шкура покрыта некими пятнышками. Старая, изношенная жизнью карга, она прогуливается согнувшись дугой, с ввалившимися очами, беззубая, с изборожденным ямами и морщинками личиком. Члены ее непрерывно трясутся".

В врачебной литературе как раз так обрисовывают пациента лепрой на заключительных стадиях становления болезни. Кроме того, извещает мед энциклопедия, "в запущенных вариантах выпадают брови, ушные мочки растут, выражение личика в значительной степени меняется, зрение ослабевает до уверенностью слепоты, глас делается хриплым". Типичная колдунья из басни беседует охрипшим гласом и имеет длиннющий, быстро выдающийся на личике нос. Это также неслучайно. При лепре "очень нередко поражается слизистая носа, что приводит к ее перфорации и деструкции. Нередко развивается хронический фарингит, поражение глотки приводит к охриплости".

Конечно, меня с легкостью упрекнуть в том, что догадка не находит прямого подтверждения в исторических источниках. Действительно, нет и навряд ли когда-нибудь покажутся документы, которые бы напрямую разговаривали о охоте на ведьм как о борьбе с прокаженными. И все-таки косвенные доказательства данного возможно найти. Обратимся, к примеру, к лично популярному демонологическому трактату - "Молоту ведьм".

Благочестивые инквизиторы Шпренгер и Инститорис задают в нем вопросец: способны ли колдуньи наслать на жителей нашей планеты разнородные болезни, даже проказу. Рассуждая вначале про то, что "наличествует знакомое затруднение, считать или же не считать вероятным наслание колдуньями проказы и эпилепсии. Ведь данные хвори обыкновенно образуются в связи недостаточности внутренних органов", творцы "Молота" и все же рассказывают: "Мы обнаружили, что данные заболевания деньками насылаются и чародеяниями". А бесповоротный вывод таков: "Нет таковой заболевания, которую не имели возможности бы наслать колдуньи на жителя нашей планеты с Божьего попущения. Они имеют все шансы наслать в том числе и проказу и эпилепсию, что подтверждается учеными".

Есть образцы, как скоро сами демонологи разговаривают о ведовстве как о заразной хвори. Итальянский теолог Гуаццо в собственном сочинении "Compendium malefikarum" сообщает о том, что "ведовская зараза сможет нередко передаваться ребятам их богопротивными опекунами. Каждый день мы встречаем образцы испорченности данной заразой ребят".

Огромный энтузиазм при исследовании ведовских действий вызывают труды антидемонологов, жителей нашей планеты, которые во время повального испуга перед колдуньями отваживались заявить слово в их охрану. Одной из таковых редкостных персон был доктор Иоганн Вейер, выразивший собственный взор на делему ведовства в сочинении "О шалостях бесов". В нем он полемизирует с именитыми демонологами и силится доказать бедность их воззрений. В чем все-таки содержались заключительные? Как ни удивительно, какой-то из них, Карпцов, считал, что "лично колдуньям и ламиям следует не во вред, если их как можно скорее предают смерти". Вейер считает, что "довод Карпцова великолепный аргумент, который имел возможность бы оправдать убийство: что, раз кто-либо среди нас лишил бы жизни жителя нашей планеты презренного, рожденного только поедать плоды, пораженного галльской хворью, и пояснил бы свое действие тем, что лучшим ему бы было скончаться побыстрее?"

Очень любознательное замечание, особо, когда принять к сведению, что галльской хворью именовали все такую же проказу. Это разрешает узреть в словах Карпцова желание оправдаться впереди себя и сообществом, убедить всех, что истреблением ведьм-прокаженных выполнялась задача милосердия.

Подведем результаты. Несмотря на определенный изъян исторических документов, возможно все таки разговаривать, что выдвигаемая догадка имеет неопровержимую базу. Главное в ней - присутствие на телах всех ведьм "дьявольских печатей", которые я отождествляю с лепрозными поражениями. Возникает натуральный вопросец: а было ли у предыдущих изыскателей ведовских действий другое толкование "печати беса"? Как ни удивительно, данные отметины на теле не вызвали немаленького энтузиазма изыскателей. Поиск у колдуньи "дьявольских символов" они приводят только в виде образца, иллюстрирующего дикость рыцарского духовенства и властей, принимавших за "адские печати" простые жировики, язвочки и так далее.

То, что колдуньи часто не ощущали боли от уколов, хотели разъяснить дерганым болезнью и экзальтацией, вызванной ужасом, - ведьмы впадали в состояние какого-то транса, похожего тому, который имеется на сеансе гипнотизера. Что ведь, так же может быть. Однако тогда уже хладнокровными стают или все тело жителя нашей планеты, или веская его часть. Приведенные ведь раньше прецеденты разговаривают о "дьявольском клейме" - маленьком, взыскательно не большом участке кожи. "Если уколоть это место иголкой, то кровь не следует, и нет чувства боли, коя, но, чувствуется всеми долями тела", - пишет в своей работе Н. Пшибытаевский. К раскаянию, ни в отечественной, ни в иностранной историографии нет ни одной пробы понаблюдать на тождественность ведовских действий и гонений на прокаженных. Пожалуй, только французский изыскатель Ж. Ле Гофф в работе "Цивилизация рыцарского Запада" осматривает в сочетании группы прокаженных и ведьм. И тех и прочих он находит своего рода "козлами отпущения", на которых сообщество ложило обязанность за все трудности и грехи. По словам научного работника, "рыцарское сообщество имело необходимость в данных людях, их уничтожали, потому что они давали опасность, ощущалось практически осознанное рвение фантастически перенести на их все то злобно, от которого сообщество рвалось внутри себя отделаться". Однако, объяснив гонения на ведьм и прокаженных одинаковыми первопричинами, сами данные категории Ле Гофф никоим образом не совмещает.

У нас находят:
  • болезни ведьм
  • документ ведьма
  • ведьмы демоны секреты
  • тайны секреты ведьм
  • документ фото охота на ведьма
имя


Популярые сообщения